Шрифт
Интервал
Цветовая схема

Наука – специфическая отрасль человеческой деятельности, включающая совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т. п.

Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школОсобенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых.

В теории науки понятие «научная школа» имеет различные смысловые трактовки: один из типов научного сообщества; особая форма кооперации научной деятельности; феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и структурами науки (научная дисциплина, научное направление и др.).

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки. Для научных школ характерна инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство, как знаний, так и самого научного сообщества.

Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.

При оценке научных школ учитывается количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций («учитель – ученик»); цитируемость трудов участников школы; общие научные идеи и ценности, которых придерживаются члены школы. Важным показателем научной школы является многогранность исследований членов научного коллектива.

Сила научных школ в том, что они «привязывают» науку к реалиям жизни, имеют ярко выраженный практический акцент. В этом отношении довольно точно подметил В.И. Вернадский: «<…> развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями – ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни <…>» (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 63).

Когда говорится о научном направлении работы, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук.

В рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.

Реально существует такая система:

«научное направление <=> научная школа»

Последнее обновление: 17.04.2023

Ответственный за информацию: Терехина Юлия Николаевна,
ведущий специалист по регулированию НИД
8 (831) 436-18-40