Шрифт
Интервал
Цветовая схема

Федеральная инновацонная площадка «ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ-ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» авторизована Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №195 от 03.03.2022 г. «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, на 2022 год». 


Направление инновационной деятельности:

Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования (безопасность жизнедеятельности). 

Тематика инновационного образовательного проекта, определенная федеральной инновационной площадкой:

Разработка, апробация и внедрение комплекса инновационных методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических и руководящих работников сферы образования на основе применения современных образовательных технологий в области обеспечения комплексной безопасности образовательной среды в контексте актуальных глобальных социокультурных трансформаций, алгоритмов эффективной социокультурной адаптации и межличностного взаимодействия в экосистеме приоритетных векторов реализации стратегий безопасности образовательного контекста:

  • социальный, 
  • правовой,
  • экономический,
  • экологический,
  • нейропсихофизиологический,
  • воспитательный,
  • средо-адаптивный. 
Цель инновационного образовательного проекта:
Создание и реализация модели комплексной антитеррористической защищенности образовательного учреждения в условиях полилингвизма. Разработка пула масштабируемых, мультипликативных программ и инновационных практик:
  • успешной и динамичной адаптации, обучения и этномаркированного социокультурного «погружения» иностранных граждан в среду российских образовательных организаций на разных ступенях обучения;
  • интеграции иностранных граждан в российскую систему образования и ориентации её носителей на эффективные практики межкультурного взаимодействия;
  • развития гармоничного соработничества российских и иностранных студентов в поликультурной академической среде;
  • противодействия социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму, а также иным источникам опасности для общества и государства на национальном и глобальном уровнях;
  • обеспечения лингвистической и этнопсихологической безопасности носителей определенного лингвокультурного кода. 

Задачи инновационного образовательного проекта:

  • Систематизация сведений об основных возможных террористических угрозах, характерных для моно- и мультикультурной, мультиязычной образовательной среды.
  • Овладение ключевыми знаниями, умениями и навыками по предупреждению террористической угрозы, обеспечение алгоритмов их отработки.
  • Организация и проведение профилактической, информационно-просветительской, практико-ориентированной работы с российскими и иностранными студентами университета, профессорско-преподавательским и управленческим составом по предотвращению экстремистских и радикальных настроений в студенческой среде и обеспечению комплексной безопасности учебного процесса.
  • Реализация спектра воспитательных мероприятий с иностранными обучающимися и мигрантами, направленных на социокультурную адаптацию и комплексное средовое программирование благоприятного социокультурного ландшафта: количественный и качественный анализ процессов социокультурной адаптации; анкетирование иностранных студентов; социологические опросы / социально-психологическое тестирование; создание системы комплексных мероприятий по культурной, экономической и психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов; реализация адаптационных мероприятий с применением IT-технологий; формирование базы лучших практик в сфере адаптации иностранных студентов, обучающихся в вузах России, и мигрантов; исследования в рамках научно обоснованного подхода к реализации мероприятий по адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов; научная, методическая, учебная и внеаудиторная работа с обучающимися; разработка и имплементация рекомендаций для региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, силовых структур, учебных заведений общеобразовательного и профессионального уровня и общественных организаций региона; подготовка и профессиональная переподготовка специалистов для работы в сфере этно-религиозных и внутриполитических отношений.
  • Разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию комплексной безопасности образовательной среды.
  • Накопление опыта системного и многоуровневого подходов при формировании безопасной образовательной среды.
  • Совершенствование профессиональной компетентности работников сферы образования в области дизайна и формирования безопасной и гармоничной академической среды.
  • Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
  • Разработка критериев эффективности деятельности научно-педагогических работников и кластера управленцев в сфере образования по формированию безопасной образовательной среды.

Плановый период реализации инновацион-ного образовательного проекта:
  • 2022 - 2026 гг. 
Новизна, инновационность пред-лагаемых решений:
В актуальном хронометрическом срезе система обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса на территории Нижегородской области отличается наличием лакунного компонента, определяемого отсутствием единого инструмента на уровне образовательных организаций высшего / средне-профессионального и общего образования, позволяющего систематизировать и регулировать имеющиеся успешные уровневые практики обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса и механики социокультурной адаптации российских и иностранных обучающихся. 
В условиях возрастающего притока граждан из ближнего и дальнего зарубежья для обучения на территории Российской Федерации и вытекающего отсюда повышения уровня мультикультурной и языковой диверсификации образовательного контекста академическое сообщество демонстрирует оправданную тенденцию к необходимости консолидации существующих и вырабатываемых алгоритмов обеспечения комфортных и сбалансированных условий, распространяющихся на всех акторов реализации образовательного функционала. Интегративной формой распространения названных успешных практик служит предлагаемая методологически и методически обоснованная федеральная инновационная площадка обеспечения комплексной безопасности образовательной среды и социокультурной адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства, позволяющая на системной основе аккумулировать, транслировать и развивать модели прогрессивной интеракции в мультикультурной среде, имплементировать алгоритмы формирования экосистемы академической безопасности, а также взаимодействовать с различными структурами, ведомствами, общественными и национально-культурными организациями по вопросам популяризации деятельности структуры. 
Новизна предлагаемых решений состоит, в том числе, в полилингвальной направленности экспериментальной площадки, дизайне специализированного образовательного контента, направленного на повышение осведомленности в сфере комплексной безопасности образовательной среды, для разных категорий граждан, а также форм и методов популяризации успешных практик (запуск тематической национальной площадки с международным участием, подготовка видео- и иллюстративного материала, создание единого ресурса для обмена опытом). 

Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта федеральной инновационной площадки:
Целевая аудитория для имплементации и практи-ческого применения результатов инновационного образовательного проекта, транслируемого феде-ральной инновационной площадкой, образована следующими категориями: 
  • управленческое кадровое звено на муни-ципальном уровне (менеджмент образовательных организаций высшего образования, организаций и структурных подразделений, связанных с вопроса-ми обеспечения комплексной безопасности обра-зовательного пространства); 
  • академическое сообщество (управленче-ские кадры, научно-педагогические работники, учебно-вспомогательный персонал и другие груп-пы работников, связанных с обеспечением системы комплексной безопасности образовательной среды и социокультурной адаптации студенческой молодежи);
  • российские студенты бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, обучающиеся аспиран-туры; 
  • иностранные студенты – представители стран ближнего и дальнего зарубежья, проходящие обучение по всем уровням в образовательных ор-ганизациях высшего образования на территории Нижегородского региона, в частности, и Россий-ской Федерации – в целом; 
  • студенты ССУЗов;
  • учащиеся школ. 
Инфографика, описывающая модель деятельности федеральной инновационной площадки  по реализации инновационного образовательного проекта:
Радиусом распространения инициатив инновационного образовательного проекта выступает Нижегородская область <=> Приволжский федеральный округ. Ряд акций демонстрирует практику масштабирования на межрегиональном (национальном) уровне, в том числе, с международным участием. 

Область практического применения ИОП в среде студенческой молодежи объективируется интерна-ционализацией высшего образования в России и важностью распространения русской культуры в мире через решение проблем адаптации иностран-ных обучающихся в условиях обучения в неродной для них русскоязычной лингвокультурной среде; необходимостью планомерного укрепления позиций России в мировой политике и на международном образовательном рынке, преодоления стерео-типных представлений, недостоверной и искажен-ной, негативной информации и предубеждений о России и русской культуре, развития инфраструк-туры высшего образования в России, поддержания международного престижа России, а также увели-чения численности иностранных студентов через создание привлекательных условий сопровождения и обучения иностранных граждан в российском академическом пространстве. Принципиальным аспектом этого процесса представляется всесторонняя поддержка иностранных студентов как одной из наиболее незащищенных и специфических групп обучающихся, в связи с тем, что их адапта-ционный процесс детерминирован другими куль-турными реалиями, новым социумом, особенно-стями организации образовательного процесса, что препятствует успешности протекания социокуль-турной адаптации иностранных студентов.  
Реализация акций и продуктов ИОП предполагает формирование развернутого пула навыков и уме-ний грамотно действовать в экстремальных ситуа-циях с актуализацией следующих дескрипторов: 

ЗНАТЬ:
  • что собой представляет современный терроризм его истоки, причины его порождения, цели, задачи  и методы ведения террористической войны;
  • существующие террористические угрозы в России, методы и способы противостояния идео-логии терроризма и экстремизма;
  • требования руководящих и нормативных документов по антитеррористической защищенно-сти образовательных учреждений Министерства науки и высшего образования РФ;
  • систему безопасности образовательных учреждений и мероприятия по снижению риска и ликвидация  последствий террористических акций;
  • составляющие надежной антитеррори-стической защищенности  объектов и территорий университета;
  • требования административного, уголов-ного кодекса и законодательства РФ в сфере безо-пасности и антитеррористической защищенности объектов и территорий Министерства науки и высшего образования РФ.

УМЕТЬ:
  • вырабатывать оптимальный алгоритм действий в случае террористической угрозы и при совершении террористкой атаки; 
  • оказывать первую медицинскую помощь себе и другим представителям образовательной организации при совершении террористической атаки и устранении её последствий;

ВЛАДЕТЬ:
  • методиками противостояния террористи-ческим угрозам и психологическому воздействию экстремистов, радикалов, террористов;
  • навыками эффективного внедрения мо-дели антитеррористической защищенности образо-вательной среды;
  • первичными средствами пожаротушения;
  • специальными приемами самозащиты и рукопашного боя.
Одним из актуальных векторов функционирования ФИП является потенциал к масштабированию проекта на федеральном и международном уровнях путем привлечения лучших практик реализации мероприятий профилактической и просветительской направленности на территории Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.