1. Наименование инновационного образовательного проекта
«Полилингвальный методический ресурс»
2. Направление инновационной деятельности
Разработка, апробация и внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий.
3. Цель (цели) образовательного проекта
Создание цифрового информационно-коммуникационного пространства для ресурсного обеспечения преподавания нескольких иностранных языков в школах Нижегородского региона
4. Задача (задачи инновационного образовательного проекта)
1) Создание единой ресурсной базы основных и дополнительных авторских учебно-методических материалов по нескольким иностранным языкам.
2) Создание программной среды полилингвального методического онлайн-конструктора, учитывающего специфику соизучения нескольких иностранных языков.
3) Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей иностранных языков средней школы и учреждений СПО для ознакомления с инструментарием цифрового методического ресурса и возможностями его применения в полилингвальном образовании.
4) Проведение мероприятий в формате нетворкинг по привлечению учителей иностранных языков средней школы и учреждений СПО к совместному развитию образовательного контента платформы.
5) Достижение стабильного роста числа уникальных пользователей полилингвального методического ресурса в преподавании нескольких иностранных языков.
5. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта
Создание единого информационно-коммуникационного пространства, включающего постоянно актуализируемую базу материалов, цифровой конструктор по моделированию учебных продуктов (уроков, тематических блоков, курсов и т.п.) для соизучения нескольких иностранных языков и площадку для горизонтальной коммуникации профессионального сообщества учителей иностранных языков школ и учреждений СПО Нижегородского региона.
6. Период реализации инновационного образовательного проекта
2021-2025 гг.
7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
- обоснование выбора тематики
Современные условия требуют активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. С одной стороны, цифровые технологии способствуют восполнению дефицитов, существующих в том числе в организации образовательного процесса. С другой стороны, разработка единого образовательного ресурса служит консолидирующим фактором объединения успешных практик обучения, толчком к горизонтальному взаимодействию учителей в рамках единого коворкинг-пространства.
Одновременно с этим следует констатировать тот факт, что в системе цифрового обеспечения образовательного процесса по иностранным языкам в Нижегородском регионе отсутствует единый инструмент, позволяющий систематизировать и регулировать имеющиеся информационно-коммуникационные потоки.
В связи с усилением вектора государственной политики в области полилингвального образования, связанного с введением в российских школах предмета «Второй иностранный язык», а также перспективы введения третьего иностранного языка, вопрос методической готовности учителей средней школы и учреждений СПО к осуществлению образовательного процесса является актуальным. С целью повышения результативности данного процесса учителям необходимо владеть не только методикой преподавания второго и третьего иностранного языка, но и навыками отбора и организации дополнительного учебного материала на основе идеи соизучения нескольких иностранных языков, или полилингвальности.
Разрабатываемый полилингвальный методический конструктор поможет учителю повысить свой уровень владения языком, а также снабдит его современными материалами и инструментарием организации процесса обучения второму и третьему иностранным языкам на базе родного и первого иностранного языка.
- новизна, инновационность предлагаемых решений
В настоящее время возникла объективная необходимость создания эффективной модели полилингвального образования, с использованием инновационных технологий, творческого подхода и, конечно же, вдохновения педагогов, без которого невозможна реализация ни одного масштабного проекта. Идея разработки и функционирования Полилингвального методического ресурса представляется, в этой связи, инновационной, т.к. сочетает в себе:
- постоянно актуализируемую базу современных методических материалов, содержащую внутренние инструменты поиска и организации материалов в зависимости от этапа обучения, целей и задач учебных мероприятий, от необходимого языкового уровня и языковой комбинации, позволяющей использовать средства одного языка для оптимизации изучения средств другого - инструмент, не используемый в среднем образовании и призванный оптимизировать решение новых задач, в том числе связанных с необходимостью владения большим количеством иноязычного материала и его более эффективной обработки
- платформу, обеспечивающую горизонтальную коммуникацию профессионального сообщества учителей иностранных языков средней школы и учреждений СПО Нижегородского региона.
8. Область практического использования и применения результата (-ов) инновационного образовательного проекта с указанием целевой аудитории
Целевая аудитория - учителя иностранных языков средней школы и учреждений СПО, на которых возложены задачи преподавания первого, второго, третьего иностранных языков (в рамках основной программы и факультативов). Предполагается применение ИОП в средних образовательных учреждениях, особенно на этапах введения второго и третьего иностранных языков.
1) Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта (при необходимости)
После первоначального внедрения продукта в экспериментальном порядке в учреждениях среднего общего и профессионального образования в тесном сотрудничестве с организацией-соискателем и с постоянным контролем с её стороны будет проведена общая оценка результатов экспериментального применения, выявлены сильные и слабые стороны и внесены необходимые изменения. На втором этапе внедрения и применения круг организаций - субъектов применения будет расширен. Опыт использования будет пропагандироваться как путем непосредственного обращения к потенциальным организациям - субъектам применения продукта, так и в рамках мероприятий организации-соискателя (публикации, рекламные кампании в СМИ и в соцсетях, вебинары, семинары, курсы повышения квалификации, рабочие встречи, круглые столы на базе НГЛУ), а также на широких площадках: на информационных ресурсах министерства образования Нижегородской области, на образовательных форумах, региональных, всероссийских и международных конференциях.
2) Механизмы внутренней оценки реализации ИОП
Организация-соискатель проводит регулярный мониторинг деятельности выпускников программы с целью выявления успешности применения продукта, сильных и слабых сторон методологического, технологического и психологического характера (готовность выпускников поддерживать использование продукта, актуализировать свои материалы с его применением) и постоянной оптимизации продукта. Мониторинг проводится путем личных опросов выпускников программы, применяющих продукт, анализа результатов их работы с применением продукта, качественных показателей учебного процесса после применения продукта, в том числе при помощи проведения срезов, анкетирования выпускников и обучающихся для выявления динамики показателей эффективности (освоение материала, эффективность аудиторной и самостоятельной работы, использования времени и т.п.) и получения представления об оценке продукта со стороны субъектов учебного процесса (обучающих и обучающихся), о влиянии его применения на создание позитивной образовательной среды.
3) Возможные риски при реализации ИОП и предложения организации-соискателя по их преодолению.
1. Отсутствие финансирования ряда мероприятий. Если на создание базы материалов, методического онлайн-конструктора, внедрение в организациях-партнерах, проведение первых циклов повышения квалификации мониторинг результатов и корректировку действий можно привлечь ресурсы университета и организаций-соисполнителей, то дальнейшее поддержание платформы, мероприятий по повышению квалификации, мониторингу, курированию внедрения, применение опыта в других организациях и регионах, вообще значительное расширение применения ресурса потребуют задействования других финансовых механизмов - участия в муниципальных, региональных и федеральных программах, конкурсах, что не всегда может дать финансовый результат; изыскивание собственных средств на постоянное повышение квалификации, работу с ресурсом и участие в его актуализации - также не всегда возможное решение.
Таким образом, ресурс должен приносить очевидную пользу, чтобы образовательные организации, а также власти разных уровней начиная от муниципальных вкладывали в его освоение, применение и развитие. Возможна также коммерциализация через развитие институтов дополнительного образования организаций - участников с применением данного ресурса, что будет повышать их эффективность и популярность, принося финансовое обеспечение.
4) Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации ИОП
Создание цифрового образовательного продукта, развитие модели микрообучения, оказание методической и технологической помощи преподавателям полилингвального образования как в повышении собственной языковой, методической и цифровой квалификации, так и в передаче соответствующих компетенций обучаемым.
5) Ожидаемые внешние эффекты от реализации ИОП
Оптимизация труда преподавателей среднего образования, внедрение сходных технологий в других сферах их труда. Поддержание и развитие среднего полилингвального образования. Увеличение масштабов сдачи ЕГЭ по второму иностранному языку, что, в свою очередь, также способствует развитию полилингвального образования. Повышение привлекательности среднего образования. Развитие сферы дополнительного образования средних учебных заведений. Продвижение модели микрообучения в основном и дополнительном образовании.
6) Перспективы развития проекта после завершения срока реализации
Созданный ресурс будет действовать и применяться. При его должной оптимизации и актуализации он будет оказывать неоспоримую пользу преподавателям средних учебных заведений, что будет в свою очередь вести к его развитию, модификации и внедрению в смежных областях.
7) Предложения по распространению и внедрению результатов ИОП включая предложения по внесению изменений в законодательство (при необходимости)
Поддержка внедрения ресурса в средних учебных заведениях на всех уровнях начиная от их руководства и органами управления образованием, другими ветвями власти для обеспечения соответствия учебных заведений современным требованиям освоения и внедрения цифровых технологий и полилингвальности. Активное внедрение второго и третьего иностранных языков в школах и учреждениях СПО.