Шрифт
Интервал
Цветовая схема

ВНОВЬ И НЕ С НАЧАЛА

1 июля 2020 года было написано первое заявление о переводе на вновь созданную кафедру рекламы, связей с общественностью и туризма Высшей школы социальных наук НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

Именно с этого дня и начинается отсчет нового витка в подготовке специалистов в области рекламы, связей с общественностью и туризма в НГЛУ.

Новая структура ВШСН – кафедра рекламы, связей с общественностью и туризма, возглавляемая доцентом, кан. филос. наук Ротановой Мирой Борисовной, – имеет богатый опыт, яркие достижения и вехи.

Кафедра стала приемником традиций ранее выпускающей специалистов по туризму, рекламе и связям с общественностью - кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации.

Первоначально в Нижнем Новгороде специальность 350400 – «Связи с общественностью» была открыта одновременно в 1997 г. в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова (кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации, профессор, док. филос. наук  Е.П. Савруцкая)

Логическим продолжением развития данного рынка стало освоение еще одной социально-коммуникативной специальности - реклама. Так, на кафедре философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ им. Н.А. Добролюбова в 2002 г. в НГЛУ была открыта специальность 350700 «Реклама».

Бакалавриат. Дальнейшие изменения произошли с переходом на двухуровневую систему подготовки и объединения специальностей связи с общественностью и рекламы в единый блок направления подготовки 42.03.01 (031600.62) «Реклама и связи с общественностью». С 2011г. обучение по программам бакалавриата в НГЛУ начали осуществлять по профилям «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе» и «Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении».

Магистратура. В Нижегородском государственном лингвистическом университете по направлению подготовки 42.04.01 (031600.68) «Реклама и связи с общественностью» с 2012г. была начата подготовка по магистерской программе «Реклама и связи с общественностью в сфере бизнеса». Формы обучения – очная, очно-заочная, заочная.

В настоящий момент на рынке образовательных услуг по направлению подготовки 42.03.01 и 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» сложилась стабильная, проверенная десятилетиями обстановка. Три научно-образовательные школы, существующие в конкурентной гармонии, представляют уникальное сочетание образовательных и научных акцентов, определяемых научными интересами и профилями кафедр. Доминанты в образовательных программах обусловлены проблемным полем научных взглядов – коммуникационный менеджмент (НГЛУ), маркетинг (НГТУ) и журналистика (ННГУ).

Научно-исследовательская деятельность. Будучи представителями Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова (НГЛУ) позволим себе более детально остановится на этапах становления PR-специальности именно в стенах нашего университета. Выпускающей кафедрой является кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникаций (ранее кафедра философии (до 1998 г.) и кафедра философии и теории социальной коммуникаций (до 2010 г.)).

Научный интерес к философии коммуникации профессора, доктора философских наук Е.П. Савруцкой, заведующей кафедрой (с 1987 г.) НГЛУ, послужил, во-первых, толчком к повороту научных исследований к социально-философскому осмыслению современных коммуникативных процессов в рамках целевой аспирантуры. Во-вторых, к появлению сначала направления, а, впоследствии, научной школы «Человек в системе коммуникаций». И, в-третьих, к появлению специальностей связи с общественностью, затем рекламы.

На кафедре философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ работают 4 доктора философских наук, доктор социологических наук, 7 кандидатов философских наук и 3 кандидата политических, экономических и юридических наук. Социально-философская проблематика, медиафилософия, антропология и социология коммуникаций, социально-политические институты – вот неполный перечень научных интересов профессорско-преподавательский состава.

Преемственность научных и педагогических традиций прослеживается уже в трехпоколенном представительстве кафедры. Так, доц. М.Б. Ротанова была одной из первых аспиранток проф.Е.П.Савруцкой, защитившая диссертацию по социальной философии теме «Культура понимания как фактор стабилизации современной коммуникативной ситуации» (Н.Новгород, 2000 г.); кан. филос. наук О.Н. Багаева («Сравнительный анализ проблемы общения в философских воззрениях Н.А. Бердяева И К. Ясперса», Н.Новгород, 2007 г.) является выпускницей 2004 года специальности связи с общественностью; в настоящее время начинают работу над кандидатскими диссертациями выпускники направления подготовки реклама и связи с общественностью, пройдя путь от бакалавриата до аспирантуры при кафедре. Две докторские диссертации, 24 кандидатских по социальной философии, философской антропологиии философии культуры – таковы предварительный итог научной школы «Человек в системе коммуникации».

Актуальность научного дискурса подтверждается проведенными с 1997 г. на базе кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ 13 международными научно-практическими конференциями различной проблематики, вписанной в единый научный контент, нашедший отражение в материалах конференции и в сборниках научных трудов «Человек в системе коммуникации» (2005, 2010 гг.).

В 1999 г. на базе кафедры прошла первая в Нижнем Новгороде международная научно-практическая конференция «Связи с общественностью: образовательные программы и практические модели», в работе которой приняли участие общественные деятели, российские и зарубежные ученые.

Акценты на философии и социологии коммуникаций, коммуникационном и культурном менеджменте выступают маркерами образовательных традиций кафедры, сформированных не только под влиянием научных интересов профессорско-преподавательского состава, но и связанных с интеграцией в лучшие мировые и российские практики по связям с общественностью.

Образовательный процесс по подготовке специалистов по связям с общественностью начинался в тесном сотрудничестве с проф. А.Ситниковым и проф. Дж. Детвайлером (США). Традиция научного сотрудничества и привлечения к чтению лекцийведущих российских и зарубежных теоретиков и практиков в области рекламы и связей с общественностью трепетно поддерживается на протяжении более 20 лет. Тесное сотрудничество с международным научным сообществом (проф. М. Фрегли, проф. Р. Крамм, проф. М. Херманн и др.) и с представителями российского научного и профессионального сообщества - проф. С.Ю. Горлов, доц. Ф.Н. Гуров, проф. В.А.Евстафьев, проф. Б. Л. Еремин, проф. В.Р. Мединский, проф. И.Е. Минтусов, проф. Л.В. Минаева, проф. И.В Писарский, доц. И.В. Огарь, проф. Л.В.Паринова, проф. Д.К.Сабирова, Н.В. Явдолюки многие другие, которые неоднократно приезжали для участия в конференциях и встречах со студентами.

Особой вехой развития связей с общественностью в НГЛУ выступает появление специальности связи с общественностью (2005 г.) и создание кафедры теории социальной коммуникации во Владимирском филиале НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, которую возглавляла доц. М.Б. Ротанова (2008-2009 гг.). К сожалению, реформирование системы высшегообразования в РФ не позволило филиалу (директор доц., кан.фил.наук  Г.И. Макарова) продолжать образовательную деятельность в связи с закрытием. И, так уж сложилось, что почти перед закрытием, кульминационным моментом стало празднование 10-летия Владимирского филиала, которое было отмечено целой серией мероприятий. Продолжая развитие научных и образовательных традиций, во ВФ НГЛУ с апреля по ноябрь 2009 г. проходили юбилейные академические чтения «Человек в системе коммуникаций», в которых приняли не только представители НГЛУ (проф. Е.П. Савруцкая, проф. Н.Э. Гронская, проф. Г.П. Рябов, проф. Б.А. Жигалев и др.), но и ведущие представители Московской и Питерской школы PR. (доц. Л.В. Азарова, проф. А.Д.Кривоносов, доц. В.В. Мехонцев, проф. Л.В. Минаева, проф. Т.М. Полякова, проф. И.Я. Рожков, доц. Е.П.Смольская, проф. М.А. Шилина).

С первых дней проявления специальности по связям с общественностью в НГЛУ, профессорско-преподавательский состав кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации включен в научно-исследовательскую деятельность российского PR-сообщества, о чем свидетельствует регулярное участие в международных, всероссийских научно-практических конференциях и событиях. Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Томск и др. — вот те локации точек географического пересечения научныхинтересов нижегородских специалистов и коллег из профессионального сообщества.

Проектная деятельность. Высокий уровень подготовки специалистов в области связей с общественностью и рекламы подтверждается успешностью выпускников на международном и российском рынках коммуникационных профессий.

Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов достигается благодаря высокому качеству преподавания учебных дисциплин, постоянно действующим при кафедре студенческим научно-практическими клубами и мастерскими («Клуб профессионального мастерства» (доц. М.Б. Ротанова, доц. М.В. Федорова), «Мастерская рекламного и PR-продукта» (проф. Е.И. Кузнецова, доц. Е.Е. Семенов) и д р.).

Участие во всероссийских студенческих олимпиадах, фестивалях, конкурсах – важный компонент профессиональной подготовки. Студенческие научные работы и проекты высоко оценены и на федеральном уровне. Неоднократно становились призерами, лауреатами и дипломантами Всероссийской олимпиады по связям с общественностью (Казань), Всероссийского Фестиваля с международным участием LETI Communication Experts Festival / «PR – профессия третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин» (Москва), , Всероссийской студенческой digital-мастерская «Взлет» (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса «Лучшая выпускная квалификационная работа в области рекламы и связей с общественностью» (АПСО), фестиваля студенческих работ Miracle (Моска) и других международных, всероссийских и региональных профессиональных мероприятиях. 

Высокий профессионализм преподавательского состава и уровень подготовки были засвидетельствованы и кафедральными наградами. Кафедра стала лауреатом конкурса на звание «Лучшая кафедра рекламы – 2006» (АКАР), а в 2009 году вошла в состав ТОП-10 участников Первого Квалификационного рейтинга учебных структур в области развития общественных связей Российской Федерации (УМО, АПСО и «Серебряный Лучник»).

С момента основания АПСО представители Нижегородской школы PR активно принимали участие в деятельности Ассоциации преподавателей по связям с общественностью. Осознавая ее консолидирующую роль, идеи АПСО на региональной уровне внедряли такие индивидуальные членами Ассоциации как проф. Е.П. Савруцкая, доц. М.Б. Ротанова.

Подчеркнем, что в НГЛУ преподают большое количество практикующих специалистов в области связей с общественностью, журналистики, рекламы и маркетинга, которые в том числе успешны и в научной деятельности. Именно это и обуславливает их членство в таких организациях как РАСО, АКАР, РАМУ, Гильдия маркетологов, Союз журналистов России и многие другие.

Последнее обновление: 16.11.2020