Шрифт
Интервал
Цветовая схема

Федеральная инновационная площадка «Экосистемный акселератор социокультурной адаптации молодежи в полилингвальной среде» авторизована Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №29 от «11» января 2023 г. «Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 год» к функционированию на период с 2023 по 2026 гг.

Направление инновационной деятельности ФИП:

Иная инновационная деятельность, направленная на разработку, апробацию и внедрение пула инновационных элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий; новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий; новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Тематика инновационного образовательного проекта, определенная федеральной инновационной площадкой:

Разработка и комплексная апробация инновационного инструментария социокультурной адаптации и интеграции студенческой молодежи из сегмента стран Шанхайской организации сотрудничества в полилингвальную, мультикультурную среду образовательных организаций высшего образования.

Инновационный образовательный проект ставит своей целью:

  • обеспечение комплекса условий для системной самореализации и ускоренной интеграции молодежи из числа интернациональных студентов из стран ШОС, планирующих обучение на территории Российской Федерации в целом и в Нижегородском регионе, в частности, в этноспецифическое, социолингвистическое, профессиональное академическое и научно-исследовательское пространство Российской Федерации;
  • формирование модели эффективной социокультурной и профориентационной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации через акселерационный инструментарий, систематизированный и апробированный в рамках функционирования инновационного образовательного проекта. 
  • проведение метрик эффективности организации и сопровождения процесса социокультурной адаптации иностранных граждан из числа представителей конкретных регионов мира и учет характера динамики их ценностных, социополитических и профессиональных ориентаций в экосистеме образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Нижегородской области, в частности (с возможностью дальнейшего расширения и масштабирования радиуса имплементации разработанных метрик на другие региональные среды);
  • подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров из числа научно-педагогических работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала сферы образования на основе применения современных образовательных технологий в области обеспечения сопровождения процесса социокультурной адаптации иностранных обучающихся в контексте глобальных социокультурных трендов, алгоритмов эффективной социокультурной адаптации и проектно-опосредованного межличностного взаимодействия между ними.

Задачи ФИП:

  • Систематизация имеющихся сведений об эффективном аппарате технологий организации процесса социокультурной адаптации иностранных обучающихся в условиях моно- и мультикультурной, мультиязычной образовательной и коммуникационной среды.
  • Консолидация представлений об этноспецифической компоненте отдельных групп обучающихся, регламентирующей динамику, качественные и количественные маркеры процесса социокультурной адаптации иностранных обучающихся. 
  • Овладение ключевыми компетенциями, умениями и навыками по обеспечению комплексной безопасности и гармонизации мультикультурной среды соработничества иностранных и локальных обучающихся, обеспечение алгоритмов их отработки.
  • Разработка профильной системы проектно- и практико-ориентированных воспитательных мероприятий с иностранными обучающимися и мигрантами, направленных на социокультурную адаптацию и комплексное средовое программирование благоприятного социокультурного ландшафта.
  • Количественный и качественный анализ процессов социокультурной адаптации; системное секторальное анкетирование иностранных студентов, вовлеченных в работу инновационного образовательного проекта (социологические опросы / социально-психологическое тестирование).
  • Разработка инструментария предварительной адаптации иностранных обучающихся с применением технологий дополненной реальности и IT-технологий.
  • Формирование базы лучших практик в сфере адаптации иностранных студентов из стран ШОС, обучающихся в вузах России, и мигрантов.
  • Разработка системы комплексных персонифицированных мероприятий по культурной, экономической и психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов.
  • Тиражирование опыта путем проведения и демонстрации промежуточных результатов исследований в рамках научно-обоснованного подхода к реализации мероприятий по адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов.
  • Подготовка и профессиональная переподготовка специалистов для работы в сфере этнорелигиозных и внутриполитических отношений. Создание условий для планомерного совершенствования профессиональной компетентности работников сферы образования в области дизайна и формирования гармоничной коммуникационной академической среды.
  • Накопление опыта системного и многоуровневого подходов при сопровождении процессов социокультурной адаптации иностранных граждан в контексте образовательной среды высшего образования и за её пределами.

Основная идея инновационного образовательного проекта состоит в моделировании экосистемы ускоренной и продуктивной социокультурной адаптации иностранных обучающихся из стран ШОС (как частный пример категорирования обучающихся с возможностью последующего масштабирования выработанных успешных практик) и разработке комплексного поэтапного инструментария сопровождения указанных групп обучающихся в среде конкретного региона (Нижегородская область) и в масштабах  страны.

Инфографика маршрутов и связей ФИП:

Новизна и инновационность предлагаемых решений заключается в том, что ранее на уровне региона не предпринималась попытка комплексного осмысления механизмов социокультурной адаптации конкретного сегмента иностранных обучающихся в поликультурной среде Нижегородской области и других субъектов Российской Федерации; полученные результаты, с учетом приоритетного направления взаимодействия с партнерами по линии ШОС, могут иметь высокую практическую и содержательную значимость для выстраивания эффективных моделей международного сотрудничества и социокультурной интеграции на уровне субъекта Российской Федерации. Выработанные модели могут иметь потенциал к мультипликации на другие субъекты Российской Федерации и лечь в основу при оценке эффективности процессов социокультурной адаптации и интеграции в среде представителей других регионов мира.

Область практического использования / применения результатов ИОП сводится к формированию механизмов содействия процессам интернационализации высшего образования в России и распространению русской культуры в мире через решение проблем адаптации иностранных учащихся в условиях обучения в неродной для них русскоязычной лингвокультурной среде; укреплению позиций России в мировой политике и на международном образовательном рынке; преодолению стереотипных представлений, недостоверной и искаженной, негативной информации и предубеждений о России и русской культуре и формированию положительного образа России через конкретные, осязаемые инициативы и проекты; совершенствованию уровня межкультурной компетенции профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала; увеличению контингента иностранных студентов через создание привлекательных условий сопровождения и обучения иностранных граждан в российском академическом пространстве; всесторонней поддержке иностранных студентов как одной из наиболее уязвимых и специфических групп обучающихся.

Целевая аудитория проекта:

  • иностранные студенты из стран ШОС, проходящие обучение в образовательных организациях высшего образования Нижегородского региона;
  • российские студенты – обучающиеся в образовательных организациях высшего образования Нижегородского региона;
  • профессорско-преподавательский состав, эксперты практики, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций высшего образования, чья профессиональная деятельность связана с сопровождением процессов социокультурной адаптации иностранных граждан;
  • широкая общественность, заинтересованная в тематике исследовательских продуктов ФИП.