Шрифт
Интервал
Цветовая схема

Научно-исследовательская лаборатория является структурным подразделением НГЛУ.

Цели НИЛ Инновационной лингводидактики:

  • осуществления научной (научно-исследовательской, научно-методической, учебно-научной) деятельности в соответствии с требованиями национального проекта «Образование» и учетом региональных особенностей их реализации;
  • кадрового обеспечения научных исследований с учётом специфики вуза,  задач и содержания национального проекта «Образование» и потребностей региона;
  • привлечения контингента обучающихся в Центре к проведению научных исследований под руководством научных и научно-педагогических кадров.
  • развитие образования (в том числе иноязычного) на территории Нижегородского региона.

Задачи НИЛ:

  1. выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, как по заданию Центра, так и по заказу сторонних организаций на договорных условиях;
  2. участвует в подготовке и проведении научных конференций, семинаров и других научных мероприятий по тематике, соответствующей содержанию работы Лаборатории; 
  3. выполняет научно-экспертные работы по диагностике и оценке компетенций и уровня профессионального мастерства педагогических работников, как в Центре, так и в составе внешних экспертных групп и комиссий;
  4. осуществляет подготовку к публикации научных материалов по результатам научно-исследовательской деятельности (статей, монографий, докладов, информационно-аналитических отчетов и др.);
  5. апробирует результаты научных исследований,  участвуя в конкурсах и  грантах на проведение научных исследований;
  6. поддерживает и расширяет научные связи, в том числе – международные.

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории Инновационной лингводидактики:

Елена Петровна Глумова - руководитель лаборатории, кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь диссертационного совета Д212.163.02, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии.

E-mail: el.glumova2010@yandex.ru; glumova@lunn.ru

Алексей Сергеевич Шимичев - cтарший научный сотрудник лаборатории, кандидат педагогических наук, доцент.

E-mail: Alexshim@list.ru

Екатерина Михайловна Панова - младший научный сотрудник лаборатории, кандидат педагогических наук.

E-mail: emtataurova@gmail.com

Елена Михайловна Елхимова - лаборант-исследователь, степень бакалавра, «Педагогическое образование», магистрант направления подготовки «Педагогическое образование».

elkhimova.em@gmail.com

Валерия Александровна Сухарева - лаборант-исследователь, степень бакалавра, «Лингвистика», магистрант направления подготовки «Педагогическое образование».

E-mail: valera.suhareva@yandex.ru

Ассоциированные научные сотрудники лаборатории

Твердохлебова Ирина Петровна

 кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации Московского городского педагогического университета (г. Москва).

Соавтор федеральной линейки УМК Forward, рекомендованной для средних школ, главный редактор журнала «Иностранные языки в школе», автор 40 научных трудов.

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Пензенского государственного университета (г. Пенза).

Автор более 400 публикаций, из них 40 – в журналах из перечня ВАК, 6 – в журналах WoS, Scopus

Тимкина Юлия Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Пермского государственного аграрно-технического университета им. Д.Н. Прянишникова (г. Пермь).

Автор 105 публикаций, из них – 40 – в журналах из перечня ВАК, 10 – в журналах WoS, Scopus

Ванягина Марина Романовна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург).

Автор более 50 публикаций, из них - 17– в журналах из перечня ВАК, 2 - в журналах WoS, Scopus

Таткало Нина Игоревна

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета русского и иностранных языков Государственного университет им. В.Я. Брюсова (г. Ереван, Армения).

Автор более 80 публикаций, из них 20 в журналах из перечня ВАК, 2 - в журналах WoS, Scopus, автор более 10 учебно-методических пособий.

Саргсян Инна Робертовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета (г. Ереван, Армения).

Автор более 200 публикаций, из них 30 в журналах из перечня ВАК, 10 - в журналах WoS, Scopus, автор более 20 учебно-методических пособий, 4 словарей.

Парникова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск).

Научные публикации : всего – 161, в том числе за последние 5 лет – 28.

Автор более 150 публикаций, из них 30 – в журналах из перечня ВАК, 5 – в журналах WoS, Scopus.

Краснощекова Галина Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (г. Таганрог).

Автор более 166 научных трудов, из них 16 монографий, 22 учебных и учебно-методических пособий, некоторые из которых имеют гриф Минобразования и науки Российской Федерации. Действительный профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ).

Сергеева Наталья Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

Автор более 180 научных работ, из них 6 монографий, 29 – в журналах из перечня ВАК ,8  – в журналах WoS, Scopus, 30 учебных пособий, 6 из которых имеют гриф Минобразования и науки Российской Федерации.

Член 3 диссертационных советов: Д 212.283.05, Д 212.283.04 (ФГБОУ ВО  «Уральский государственный педагогический университет);212.295.01(ФГБОУ ВО  «Челябинский государственный педагогический университет). Прошла 15 стажировок  по программам Немецкого культурного центра.

Прохорова Анна Александровна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета (г. Иваново).

Автор более 80 научных работ, из них 3 монографий, 25 – в журналах из перечня ВАК ,5  – в журналах WoS, Scopus, 3 учебных пособий.

Панченко Юрий Юрьевич

старший преподаватель кафедры иностранных языков Высшей школы международных отношений и мировой политики НГЛУ, старший преподаватель кафедры теории и практики французского, испанского и итальянского языков Высшей школы лингвистики, педагогики и психологии НГЛУ (г. Нижний Новгород).

Автор более 20 научных работ, из них 8 – в журналах из перечня ВАК, 3  – в журналах WoS, Scopus, 3 учебных пособий.

Член Европейской ассоциации японских исследований (European Association of Japanese Studies).

Победитель гранта от Japan Foundation, Japanese Language Institute Urawa: Japanese Teaching Methods Program for Teachers of the Japanese Language, July, 2020.

Очный участник 3 международных конференций:

  1. 16th International Conference of the European Association for Japanese Studies, 24-28.08.2021, Ghent University, Belgium (Бельгия).
  2. 2nd International Conference on Japanese Language Education in South Asia, 4-5.11.2019, EFLU, Hyderabad, India (Индия).
  3. The 2018 International Conference on Japanese Language Education (ICJLE), August 3-4, 2018, Ca’ Foscari University, Venice, Italy (Италия.)

Аитов Валерий Факильевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа).

Автор более 100 научных работ, из них 3 монографий, 20 – в журналах из перечня ВАК, 5 – в журналах WoS, Scopus, 5 учебных пособий.

Конференции и форумы, организованные лабораторией в 2020 году:

  1. ​Организация Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя иностранного языка в России в русле национального проекта «Образование»», посвященная памяти известного ученого и педагога К.И. Саломатова, секция «Профессионально-педагогическая подготовка учителя иностранного языка: вызовы и решения», секция «Методика обучения иностранным языкам в школе: традиции и инновации», секция «Лингвообразование в вузе: стратегии и результаты», 23-24 марта 2020.
  2. Участие в организации Международной научно-практической конференции «Феномен патриотизма в трансструктурном коммуникационном поле». Секция «Патриотическое воспитание в пространстве современного образования», секция «Проблемы формирования социально-значимых качества личности обучающихся средствами иностранного языка» в рамках Международной научно-практической конференции «Феномен патриотизма в трансструктурном коммуникационном поле», 11-12 марта 2020 года.
  3. Участие в организации IV Международный научно-образовательный форум «Языковая политика и лингвистическая безопасность» - Организация панельной дискуссии «Портрет учителя иностранного языка в контексте реализации языковой политики государства» с участием экспертной группы из числа руководителей научных школ и обучающихся бакалавриата, магистратуры, аспирантуры российских вузов и дискуссионной площадки «Психолого-педагогические и методические инновации как условие реализации языковой политики в отношении иностранных языков» , 1-2 октября 2020.
  4. Участие в организация XX международной научно-практической конференции «Обучение, тестирование и оценка», организация работы коллабораториума «Как построить персональный бренд учителю иностранного языка: поиск точек роста» и секции «Психолого-педагогический и лингводидактический аспекты современного образования в условиях мультилингвизма и мультикультурализма», 28-29 октября 2020.

Представление результатов проводимых научных исследований на следующих научных конференциях:

  1. III международная научно-практическая конференция «Психологическая безопасность образовательной среды». 20 февраля 2020 года. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А Добролюбова (А.С. Шимичев, J. Ruggiero "Психологическая безопасность как фактор развития методического творчества учителя иностранного языка"; Е.М. Татаурова, A. Fuchs "Психолого-педагогические особенности личности старших школьников в условиях современного цифрового общества"; Е.П. Глумова, Е.М. Елхимова, В.А. Сухарева "Создание комфортной образовательной среды в зыковом лагере).
  2. Международная научно-практическая конференция «Феномен патриотизма в трансструктурном коммуникационном поле». 11-12 марта 2020 года, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А Добролюбова (Глумова Е.П., Прохорова Л.И. «Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе развития иноязычных умений диалогической речи»; А.С. Шимичев «Принцип компарации культур в обучении иноязычной грамматике как фактор становления национально-культурной идентичности обучающихся»; Е.М. Татаурова «Потенциал использования коммуникативного тренинга для развития иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников»).
  3. Всероссийская научно-практическая конференция «Подготовка учителя иностранного языка в России в русле национального проекта «Образование»», посвященная памяти известного ученого и педагога К.И. Саломатова. 23-24 марта 2020 года Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А Добролюбова (Е.П. Глумова, Е.М. Татаурова "Личный бренд современного учителя иностранного языка"; Е.М. Елхимова, А.С. Шимичев "Организация иноязычной проектной и научно-исследовательской деятельности в контексте нацпроекта «образование»; Е.М. Татаурова "Потенциал использования коммуникативного тренинга для развития иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников").
  4. III международная научно-практическая конференция «Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе», 21 апреля 2020 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (А.С. Шимичев. Технологии развития иноязычных творческих умений студентов в процессе формирования межкультурной компетенции; Е.П. Глумова. Формирование межкультурной компетенции в профессиональной сфере у обучающихся вуза).
  5. II Международная научно-практическая конференция «Диалог культур. Культура диалога: от конфликта к взаимопониманию» (DCCD’20), 21 апреля 2020 года, Московский городской педагогический университет. Olga G. Oberemko, Elena P. Glumova, Julia I. Ermakova “Region’s characteristics and their consideration in liguist’s professional activity”.
  6. II Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», Ростов-на-Дону, Москва, 30 сентября – 3 октября 2020 - Участие.
  7. IV Международный научно-образовательный форум «Языковая политика и лингвистическая безопасность», НГЛУ, 1-2 октября 2020 года  - выступление с докладами (Глумова Е. П. «Формирование металингвистического сознания обучающихся в процессе изучения иностранных языков»; Шимичев А.С. «Развитие креативности будущего учителя иностранного языка в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки», Татаурова Е.М. «Использование компьютерных игр для развития умений говорения на уроке иностранного языка в средней школе»)
  8. Международная научно-образовательная конференция «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития». Москва, 22 – 23 октября 2020 года. Выступление с докладами (Глумова Е.П., Шимичев А.С., Татаурова Е.М.)
  9. XX Международная научно-практическая конференция «Обучение, тестирование и оценка» - выступление с докладами (Глумова Е.П. «Новые смыслы в профессиональной деятельности учителя иностранных языков»; Шимичев А.С., Аанг Якин «Different approaches to teaching foreign grammar»; Татаурова Е.М. «Использование различных интернетсервисов и приложений в обучении иностранному языку в школе»; Елхимова Е.М. «Языковой лагерь как среда интенсивного формирования мультилнгвизма»). 28-29 октября 2020 года.
  10. XXV Нижегородская сессия молодых ученых - 2020 - выступление с докладом (Елхимова Е.М. Языковой лагерь как форма организации дополнительного образования по иностранному языку). 10-13 ноября 2020.
  11. Международная научно-практическая конференция «Шатиловские Чтения. Цифровизация иноязычного образования» в РГПУ им. А. И. Герцена - выступление с докладами (выступление с докладами Глумова Е.П., Сухарева В. А. «Развитие внимания обучающихся на уроках второго иностранного языка в школе»; Шимичев А.С. «Творческие веб-квест проекты по иностранным языкам: от планирования к реализации»; Елхимова Е.М. «Организация дистанционного лингвистического лагеря».) 12 ноября 2020.
  12. Международная научно-методическая конференция «Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам: научное наследие и перспективы развития» в МГЛУ - выступление с докладами выступление с докладами (Глумова Е.П., Татаурова Е.М. «Научно-исследовательская лаборатория «Учитель будущего» в НГЛУ как элемент реализации национального проекта «Образование»»; Шимичев А.С. «Инновационная модель развития профессионально-педагогической компетенции учителя иностранного языка»). 18 ноября 2020.
  13. Конференция «Образование для будущего: школа». Институт им.Гёте (г.Москва) . 5 декабря 2020 года.
  14.  Международная конференция «Фундаментальные исследования феномена Счастье». НГЛУ, 16-19 декабря 2020 Доклад «Создание комфортной образовательной среды» (Е.П. Глумова).

Авторские инновационные технологии, разработанные сотрудниками Лаборатории:

1. Технология мнемотехники в обучении иностранным языкам.

2. Технология иноязычного микро-обучения «Micro-learning in Foreign Language Teaching».

3. Технология иноязычного коммуникативного тренинга «Foreign Language Communicative Training».

4. Методика раннего обучения иностранным языкам.

5. Методика обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского.

6. Методика обучения французскому языку как второму иностранному на базе английского.

Курсы повышения квалификации, разработанные сотрудниками Лаборатории:

  1. Ведущий учитель (образовательная область «Иностранный язык»).

2. Личный бренд учителя иностранного языка.

  3. Методика обучения ИЯ в условиях инклюзивного образования.

  4. Организация внеурочной  деятельности по Иностранному языку.

  5. Обучение иностранному языку детей поколения «Z».

  6. Обучение иностранному языку одаренных и талантливых детей.

  7. Организация иноязычной коммуникативной проектной деятельности   школьников в     социальных сетях.

  8. Подготовка учителей предметников по иностранным языкам.

  9. Преподаватель иностранного языка в высшей школе.

  10.Психолого-педагогические условия организации коммуникативного   взаимодействия с  учащимися с ОВЗ и инвалидностью

  11. Создание электронных учебно-методических комплексов (для учителей   иностранного языка).

  12. Micro-learning в обучении школьников иностранным языкам.

  13. Технология иноязычного коммуникативного тренинга на уроке иностранного   языка.

Актуальные проекты:

  1. ​Разработка образовательного контента для в рамках инновационного проекта «Полилингвальный методический ресурс», который предполагает создание базы основных и дополнительных учебных материалов по иностранным языкам, облегчающих учителю задачу их поиска и подбора. Важной составляющей ресурса станет инновационная методическая разработка – онлайн-конструктор, который позволит формировать из представленных  материалов урок, серию уроков, модуль по иностранным языкам. Таким образом, будет решаться задача не только подбора материалов, но и автоматизации оформления учебно-методической документации, создания плана урока, отчетности. Важно отметить полилингвальное содержание данного ресурса, что позволит учителю планировать уроки по разным иностранным языкам с учетом необходимости изучения школьниками нескольких иностранных языков.
  2. Создание инновационной экспериментальной площадки на базе ЧДОУ «Центр "ДИВО». Деятельность площадки направлена на исследование влияния изучения иностранного языка в дошкольном возрасте на развитие когнитивных способностей детей. Научными сотрудниками и аспирантами НГЛУ будет разработана уникальная методика обучения иностранным языкам дошкольников, предполагающая включение иностранного языка как в реальные коммуникативные ситуации, так и специально организованные занятия по иностранному языку. Цель экспериментального обучения - доказательство гипотезы о том, что изучение иностранных языков  в дошкольном возрасте благоприятно влияет на развитие памяти, внимания, мышление ребенка, а также его личностных качеств, таких как коммуникабельность, социальная активность, доброжелательность, оптимизм, толерантность, эмпатия. Таким образом, эксперимент позволит подтвердить важное значение овладения иностранным языком как средством социального развития ребенка.

Последнее изменение: 18.10.2021