Шрифт
Интервал
Цветовая схема

История ВУЗа

В этом  арендованном здании  на Черном пруду располагался  учебный корпус  ГПИИЯ

Начало (1917-1935 годы)

Зарождение Нижегородского лингвистического университета связано с появлением в 1917 году в городе курсов иностранных языков, инициатором создания и первым руководителем которых был Макс Михайлович Ландау.

М.М.Ландау, основатель Нижегородских курсов иностранных языков (1917-1935)

На курсах преподавались английский, немецкий и французский языки, а также популярный тогда международный язык эсперанто.  В 1922 году курсы М.М.Ландау получили статус государственных и стали называться «Губернские высшие курсы иностранных языков и литератур при ГУБОНО». Выпускники курсов получали диплом о высшем образовании и квалификацию «учитель иностранного языка, переводчик» и право преподавать иностранный язык в средней школе, на рабочих факультетах и в техникумах. 

Поскольку в 1920-е—30-е годы в Нижнем Новгороде — Горьком создается мощная индустрия, купеческий город, каким он был ранее, становится одним из крупнейших промышленных центров страны. Промышленное развитие города вызвало большой приток иностранных специалистов. Решением властей курсам вменялось в обязанность не только учебная работа, но и проведение политпросвещения среди иностранных рабочих и специалистов, прибывших в город для строительства автозавода, пуска новых промышленных предприятий и переоборудования старых заводов.

Перед войной (1935-1941 годы)

В августе 1935 года директором курсов был назначен Александр Иванович Березин – руководитель  с высшим педагогическим образованием и большим опытом преподавания в различных, в том числе высших, учебных заведениях.

А.И.Березин – первый директор ГПИИЯ (1937-1939)

Правительство, осознавая насущную потребность в специалистах со знанием иностранных языков, издает 13 сентября 1937 года Постановление СНК РСФСР за № 953 «О подготовке преподавателей иностранных языков для неполной средней и средней школы». В тот же день Совет Народных Комиссаров вынес решение об организации на базе действовавших в то время в городе Горьком высших курсов иностранных языков Горьковского  педагогического института иностранных языков (ГПИИЯ) с трехгодичным сроком обучения. Этим же Постановлением были созданы еще два иняза: Ленинградский и Второй Московский.

Первому руководителю вуза А.И.Березину принадлежит заслуга формирования структуры института, окончательного преобразования курсов в высшее учебное заведение.  В течение первого года работы вуза на трех его факультетах обучались 148 студентов. Занятия проходили в арендованных школьных помещениях. Штатный состав преподавателей включал в себя 21 специалиста. Педагоги работали на пяти кафедрах: английского, французского, немецкого языков, социально-экономических наук, языкознания и русского языка. В 1937 году, на базе ГПИИЯ были организованы подготовительные курсы и десятимесячные курсы иностранных языков для работающих специалистов.    

Сменивший А.И.Березина на посту директора института - Михаил Иванович Шарков направлял деятельность коллектива вуза на совершенствование качества преподавания, прежде всего, обязательных по нормативам того времени дисциплин: теории и практики иностранного языка, истории языка, истории зарубежной литературы, педагогики и методики преподавания иностранных языков.

М.И. Шарков, директор ГПИИЯ предвоенных лет» (1939—1941)

В конце 30-х - начале 40-х гг. А.И. Березину и М.И. Шаркову удалось привлечь крупных ученых к преподаванию в институте. В разное время в институте читали лекции и руководили научной работой аспирантов такие ученые как А. И. Смирницкий, Н. С. Чемоданов, Г. П. Торсуев, А. В. Кунин, Л.В.Щерба, В. М. Жирмунский, Б. А. Ильиш и другие. В результате дальнейшее развитие получила не только учебная, но и научно-методическая работа. Важной новацией стали организация и проведение семинаров по грамматике, фонетике, истории языка, литературе. Создавались кружки разговорной практики. Постепенно росло число преподавателей с учеными степенями и званиями.

Одной из самых острых была в те годы проблема учебных площадей. В декабре 1939 года ГПИИЯ получил здание школы № 16, которое располагалось на Черном пруду. В 1940 году был заложен фундамент нового четырехэтажного корпуса на улице Минина – первого учебного корпуса современного НГЛУ. В 1940/1941 учебном году в институте появились новые кафедры: педагогики и психологии, латинского языка, методики, литературы. Активно действовала важная в тех условиях кафедра допризывной подготовки. В мае 1940 года было открыто заочное отделение. Начали работать курсы по повышению квалификации учителей. Выпускники института работали на учительских должностях в Горьковской области, а также  в отдаленных районах страны, где особенно остро ощущалась нехватка учителей иностранных языков. Институт успешно развивался, увеличивался набор студентов. Но настал роковой 1941 год ...

В годы войны (1941-1945 годы)

Утром 22 июня 1941 года коллектив Горьковского Иняза работал в ритме повседневной жизни. Заканчивалась сессия, шли последние экзамены. Сообщение Председателя Совнаркома В.М. Молотова о внезапном нападении фашистской Германии на СССР прозвучало по радио в полдень. А уже через час коридоры и помещения института стали наполняться взволнованными преподавателями и студентами. На стихийном митинге звучали гневные слова в адрес врага, всех объединяла мысль о готовности защищать Родину. С первых дней войны на фронт ушли десятки преподавателей, сотрудников и студентов института. Среди них был и директор Иняза М.И.Шарков.

В конце августа 1941 года обязанности директора стал исполнять Петр Иванович Шульпин. Одним из первых нелегких дел, выпавших на его долю, стало выполнение приказа Всесоюзного Комитета  высшей школы от 30 июня 1941 года о перестройке работы высшей школы.

Тяжелейшие условия войны потребовали от вузов системной подготовки специалистов, чья квалификация была нужна для работы в боевых условиях фронта и в тылу. Обучение в институте достаточно быстро было сориентировано на ускоренную, но вполне качественную подготовку солдат и офицеров-переводчиков, разведчиков, контрразведчиков, служащих других воинских подразделений. Вместе с тем ГПИИЯ продолжал плановую подготовку будущих учителей общеобразовательных школ.

П.И. Шульпин, директор института в военные и первые послевоенные годы (1941-1955)

Развернувшееся накануне войны строительство собственного учебного корпуса на улице Минина  было «заморожено». Ранее использовавшееся для занятий помещение на Черном пруду было изъято военными организациями. Для занятий использовались аудитории речного техникума (ныне здание Нижегородского речного училища). Поскольку курсанты техникума продолжали свои плановые занятия, весь 1941/1942 учебный год Иняз учился во вторую смену. 

Пять лет жил институт по суровым законам войны. Не было студенческих каникул и преподавательских отпусков. Учебный план пополнился новыми предметами и практическими занятиями: техника радиосвязи, противовоздушная и противохимическая оборона, рытье окопов, строительство блиндажей, возведение завалов и надолбов, помощь промышленным предприятиям города и колхозам области.

С октября 1941 по январь 1942 года 300 студентов вместе с преподавателями работали на строительстве оборонительного рубежа на подступах к городу Горькому. За три очень холодных осенне-зимних месяца они вырыли вручную около пяти тысяч кубометров земли. Усилия направлялись на оказание постоянной и  всесторонней помощи фронту. Только в 1942 году коллектив института внес 45115 рублей наличными и 42 тысячи облигациями на строительство танковой колонны «За передовую науку».

Продолжался призыв на фронт преподавателей и студентов Иняза. Только за 1941/1942 учебный год на фронт ушли 50 добровольцев для работы военными переводчиками. Росла потребность военного командования в кадрах профессиональных военных переводчиков, разведчиков, и, отвечая на эту потребность, 1 ноября 1942 года решением Правительства в Горьковском Инязе было создано двухгодичное переводческое отделение. По сути, именно тогда был сделан первый шаг к созданию будущего переводческого факультета.  

В течение 1941—1943 гг. на фронт из стен института ушёл 121 человек. Многие из них пали на поле брани. Те, кто выжили, пройдя огненными дорогами войны, вернулись в Горьковский институт иностранных языков и составили ядро нового поколения преподавателей.

После войны (1946-1960 годы)

За пять послевоенных лет (1946-1950) в Горьковский институт иностранных языков были приняты 2281 человек. Перед институтом вновь встала задача получения собственного учебного корпуса. Из-за нехватки площадей приходилось заниматься в две смены в арендованных помещениях, читальный зал открывался только в период сессий, причем в вечернее время – в третью смену. В 1949 году задача введения в эксплуатацию собственного учебного корпуса была наконец-то решена.

I корпус

К 1950-м годам ГПИИЯ превратился в самодостаточный вуз, способный готовить для школ страны и для себя кадры сотрудников и преподавателей.

20 января 1955 года на должность директора ГПИИЯ пришел Павел Георгиевич Каргопольцев.

П.Г. Каргопольцев во главе вуза  (1955—1964)

За его плечами были армия, фронт, стаж работы в должности первого секретаря Свердловского РК ВКП(б), навыки вузовского преподавателя.

Работа иняза совершенствовалась. В 1955 году институт начал издание собственных Ученых записок, публиковались научные и учебно-методические работы, обеспечивавшие повышение эффективности учебного процесса. В 1956 году, была создана аспирантура, работавшая при кафедрах английской, немецкой и французской филологии. В начале 60-х годов открылись курсы повышения квалификации для преподавателей других вузов, появились «свои» кандидаты наук.

В 1956 году правительство приняло решение  об увеличении срока обучения в педагогических вузах до пяти лет. В качестве обязательного в инязах вводился второй иностранный язык. Перестраивалась методика преподавания  иностранных языков.  Открытый еще в 1951 году кабинет звукозаписи становится в 1956 году  «Лабораторией кино-звуко-светотехники».

В это время формируются принципы нового, комплексного метода обучения иностранным языкам, вытесняющего грамматико-переводный метод с раздельным обучением фонетике, грамматике и лексике. Переход на комплексную систему обучения иностранным языкам позволил провинциальному инязу закрытого города на Волге стать на один уровень со столичными вузами. Студенты и выпускники  Горьковского Иняза ценились, как в СССР, так и за границей. Их узнавали по отлично поставленному произношению, грамотной нормативной речи, пониманию национального менталитета. Все это способствовало росту авторитета Горьковского Иняза.

В 1957 году в ГПИИЯ работали уже 20 кандидатов наук, 12 доцентов, 1 профессор. В конце 1950-х, начале 1960-х гг. институт сумел наладить сотрудничество с вузами ГДР (в городах Эрфурт, Дрезден, Грейфсвальд, Лейпциг), с университетскими кафедрами иностранных языков Чехословакии и Венгрии. В связи с тем, что Горький в это время был закрытым для иностранцев городом, эти связи были немногочисленными и, в основном, односторонними. В ГПИИЯ появилась новая студенческая  структура – Клуб интернациональной дружбы (КИД), надолго ставшая еще одним очагом знаний об истории, культуре и социальной жизни в зарубежных странах.

В период «оттепели» и после… (1961-1975)

Принимая во внимание заслуженные и вполне очевидные успехи коллектива института, Совет министров РСФСР в 1961 году присвоил ГПИИЯ имя Николая Александровича Добролюбова.

В 1962 году по приказам Министерства обороны СССР и Министерства высшего, среднего и специального образования в вузе была создана военная кафедра, которая занималась подготовкой военных переводчиков. За время своего существования эта кафедра подготовила более 8000 офицеров запаса. Очередным свидетельством дальнейшего структурного роста ГПИИЯ стало специальное Постановление Совета министров СССР об открытии на его базе новой структуры по подготовке переводчиков с западноевропейских языков. В 1962 году в рамках факультетов английского и французского языков была введена подготовка переводчиков-референтов. А  через два года, в 1964 году, был создан отдельный переводческий факультет, готовивший переводчиков-референтов.

В 1963 году было введено в строй общежитие института на проспекте Гагарина. Развернулось строительство спортивно-оздоровительного лагеря «Лингвист» на живописном берегу Горьковского моря в 100 км от города.

А.И. Домашнев, первый ректор-лингвист (1964—1968)

Поскольку с 1961 года должности руководителей вузов страны были переименованы, Анатолий Иванович Домашнев стал  ректором (а не директором) Иняза. Он был талантливым ученым, профессиональным лингвистом. В первый же год деятельности в качестве ректора он серьезно меняет кадровую политику возглавляемого им института. В 1965 году на работу в институт приглашаются перспективные специалисты-лингвисты, которые впоследствии принесут славу ГГПИИЯ. Это Ю.М. Скребнев и Р.Р. Каспранский. Несколько позже, в 1974 году, в Иняз приехал работать В.Е. Щетинкин. Именно в Горьковском Инязе они стали ведущими учеными в области своих научных интересов и сумели основать и успешно развить свои собственные научные школы.

В 1964 году за счет пристроя к первому корпусу несколько увеличилась учебная площадь института, а в 1966 году Иняз получил в пользование еще один учебный корпус, в котором ранее располагалась средняя общеобразовательная школа № 13 (ныне  второй учебный корпус НГЛУ на улице Большой Печерской).

II корпус

В 1965 году в Горьковском государственном педагогическом институте иностранных языков был создан факультет общественных профессий (ФОП). В разные годы ФОП имел   9 отделений: хоровое, хореографическое, отделение художественного слова и художественного оформления, отделение фотографии  и изготовления наглядных пособий, отделение краеведения, спортивного совершенствования, школа вожатых. ФОП был основной структурой, организующей внеаудиторную работу со студентами и помогающей  им получить дополнительные профессии, необходимые учителю школы.

В октябре 1968 года на должность ректора института был назначен Кузьма Васильевич Сизов.

К.В. Сизов, ректор ГГПИИЯ в 1968-1987 годах

В структуре Иняза было тогда 11 кафедр в составе 4 факультетов и 9 межфакультетских кафедр.  Выполнение объема задач, стоящих перед кафедрами, обеспечивали 239 преподавателей, 40% из которых имели ученые степени и звания, в том числе 4 доктора наук. К 1970 году при пяти кафедрах  действовала аспирантура. Укрепились и получили развитие зарубежные связи. В 1971 году впервые в истории института ректор был приглашен в США Национальной Ассоциацией образования, чтобы познакомиться с её деятельностью.

В 1969 году на базе института был образован факультет повышения квалификации. Ежегодно на факультете проходили переподготовку до 100 учителей иностранных языков школ и вузов СССР.  В 1971 году в ГГПИИЯ было открыто подготовительное отделение (рабфак), на который принимали молодых производственников с городских заводов и фабрик, сельских работников, а также демобилизованных из рядов Советской Армии. В сентябре 1975 года было пущено в строй общежитие на улице Лядова (ныне Большая Печерская).

Когда советский период близился к концу… (1976-1987 годы)

Материальная база института расширилась за счет введения в строй нового учебного корпуса на улице Минина (третий корпус Иняза). Возведение этого корпуса происходило долго и трудно, поэтому его открытие в 1981 году стало особо радостным событием. Оно позволило значительно расширить библиотеку института, поскольку её книжный фонд постоянно пополнялся: к концу 1980-х годов фонд библиотеки насчитывал 250 000 экземпляров.

III корпус

Усилия коллектива Горьковского Иняза были направлены в те годы на повышение качества подготовки дипломированных специалистов: учителей и переводчиков. Кроме того, серьезное внимание уделялось научно-исследовательской работе. Именно в тот период сложился ряд научных школ, впоследствии получивших международное признание: «Теория и практика описания разговорной речи» (научный руководитель - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор Ю.М. Скребнев), «Экспериментальное изучение и описание реализации звукового состава и интонации речи» (научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Р.Р. Каспранский), «Семантика и функционирование грамматических единиц» (научный руководитель - доктор филологических наук, профессор  В.Е. Щетинкин), «Лексическая семантика и проблемы номинации в романо-германских языках» (научный руководитель -  профессор В.С. Вашунин), «Структурновероятностные свойства языков и стратификация лексики для методики преподавания иностранных языков» (научный руководитель - доктор филологических наук, профессор М.П. Ивашкин), «Функциональный подход к изучению языковых явлений и проблемы экономии речи» (научный руководитель -       профессор А.Т. Кукушкина), «Вопросы поэтики и стилистики зарубежной литературы XIX-XX вв.» (научный руководитель - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор З.И. Кирнозе).

В 1977 году в институте был учрежден Редакционно-издательский совет вуза – Иняз добился права издательской деятельности. В 1981 году ректорат утвердил новое подразделение – лабораторию учебного телевидения. Эта лаборатория  своевременно дополнила и расширила  возможности технических средств обучения.

Участившиеся командировки преподавателей за рубеж имели, как минимум, два важных последствия: совершенствовался уровень их владения иностранным языком и укреплялся международный авторитет института. В 1983 году коллектив института  получил высокую правительственную награду: переходящее Красное знамя Министерства просвещения РСФСР.

На рубеже веков (1988-2009)

В 1988 году в вузе впервые прошли демократические выборы руководителя. Первым ректором, избранным коллективом, а не назначенным «сверху», стал   Геннадий Петрович Рябов.

Г.П. Рябов, ректор ГГПИИЯ (1988-1994),
первый ректор НГЛУ (1994-2009),
Президент НГЛУ (2009-2014)

В это время, несмотря на тяжелый социально-экономический кризис, охвативший страну, руководство института искало новые пути в фарватере  бурных процессов рыночной экономики. Г.П. Рябовым инициируется и коллективом утверждается программа  развития вуза. В результате успешной реализации этой программы  Правительство Российской Федерации принимает в 1994 году решение  о присвоении  Нижегородскому педагогическому институту иностранных языков  статуса  лингвистического университета.

В 90-е годы институт стал приобретать компьютеры, создавать современные учебные классы, на факультетах появились первые преподавательские комнаты, преобразились учебные и административные кабинеты, в образовательный процесс стали внедряться спутниковое телевидение и новые информационные технологии. Можно смело сказать, что за последние годы ХХ века полностью изменилось лицо вуза в области использования компьютерной техники: существенно расширилась внутренняя компьютерная сеть, объединившая все подразделения университета и появился доступ в Интернет. Университет представлен в Интернете собственным сайтом, где размещена информация обо всех его подразделениях, создан Учебный портал со всей необходимой учебно-методической информацией  по образовательным программам, включая полнотекстовые материалы.

Все это невозможно было сделать  на выделяемые федеральным бюджетом скудные средства, и новое руководство вуза ищет новые, внебюджетные источники финансирования. Введение в 1992 году должности проректора по экономике и появление финансово-экономического отдела усилили экономическую деятельность института. Институт впервые стал вести подготовку специалистов  по прямым заказам предприятий и органов народного образования и внедрять новые для того времени элементы хозрасчета. Большая заслуга в этом принадлежала проректору по экономике Егорову А.А.

В самые трудные годы институт помогал пенсионерам-ветеранам. Именно в девяностые годы по инициативе ректора был создан Клуб ветеранов и Совет Музея  института. Ветераны приглашались на все институтские торжества и продолжали чувствовать себя полноправными членами коллектива.

В ходе реализации ректорской программы Нижегородский Иняз  постепенно расширял зону своего влияния:  были открыты филиалы НГЛУ в других городах (Набережные Челны, Казань, Липецк, Владимир).

Появились новые специальности: «Журналистика», «Международные отношения». «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Туризм и гостиничное дело», «Документоведение и документационное обеспечение организации». Расширился спектр преподаваемых иностранных языков: помимо традиционно представленных английского, немецкого, французского и испанского языков, были введены новые - итальянский, китайский, турецкий, японский, арабский…

Увеличилось количество факультетов, отделений, кафедр. Были созданы филологический факультет, факультет международных отношений, экономики и управления, факультет довузовского образования, лингвистический колледж. Образованы кафедры культурологии и истории, русской литературы и древних языков, социальной коммуникации, математики и информатики, американистики, международных отношений и политологии, стилистики русского языка, специализированного французского языка на переводческом факультете и английского языка на вечернем факультете. Организованы отдел международных связей, центр планирования карьеры, российский и зарубежные культурно-образовательные центры, учебно-информационный центр. В структуре вуза  появились два Института (Лингводидактики и социальной коммуникации, Дистанционного обучения).

Одним из важных направлений деятельности Нижегородского государственного лингвистического университета явилось создание на его базе 10 международных культурно-образовательных центров: Региональный центр французского языка; Австрийская, Итальянская, Люксембургская и Литовская библиотеки; Центр российско-германских культурных связей; Испанский, Японский центры, а также Российский культурный центр и Музей истории НГЛУ.

НГЛУ имени Н.А. Добролюбова стал региональным центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий. На базе университета начал действовать Региональный учебно-методический центр Приволжского федерального округа, который объединил и координировал работу 84 факультетов иностранных языков в вузах России.    

Важнейшей инициативой НГЛУ явилась интенсивная разработка и издание учебников для всех ступеней лингвистического образования в России – для высшей, средней общеобразовательной школ, лицеев и гимназий. Этот масштабный проект  Иняза был  включен в Федеральную целевую программу книгоиздания России. В 1997 году  НГЛУ становится участником Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. В ней приняли участие около двух тысяч молодых руководителей высшего звена промышленных, сельскохозяйственных, венчурных предприятий. В эти годы НГЛУ инициировал и  организовал  совместную российско-французскую программу переподготовки специалистов конверсионных предприятий России.

Одной из приоритетных составляющих деятельности коллектива НГЛУ стало укрепление старых и налаживание новых (в только что открывшемся для иностранцев городе) международных связей. Именно в эти годы, откликаясь на вызовы нового времени, Нижегородский государственный лингвистический университет проводил интенсивную работу по вхождению в мировое образовательное пространство:  заключал договоры о сотрудничестве  с университетами США, Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Италии, Бельгии, Швеции, Дании, Японии, Китая, Южной Кореи, Турции  и Кипра. В результате сотрудничества с французскими университетами Париж-4, Париж-8, Гренобль-2, Гренобль-3 и ННГУ им. Н.И. Лобачевского был создан совместный Российско-французский университет, в котором была развернута подготовка учителей, переводчиков, экономистов и юристов со знанием трех языков.

Переговоры о создании Российско-французского университета

Не зря о Нижегородском Инязе идет молва как о примере максимально удачного заимствования и внедрения в российском вузе передовых образовательных технологий западных университетов. Например, именно в НГЛУ впервые в Нижнем Новгороде была введена система дисциплин по выбору, которая широко распространена в американских и европейских университетах.

Сейчас много говорят о Болонской декларации, к которой Россия присоединилась в сентябре 2003 года. Среди основных положений этой декларации - приведение в согласованную систему структур высшего образования разных стран, в основном, европейских; взаимопризнание дисциплин и дипломов. Лингвистический университет еще до принятия Болонской декларации много лет вел работу по реализации указанных в ней положений: опробовались совместные образовательные программы и мобильность студентов и преподавателей в рамках Европейского проекта «Темпус»; университеты Италии, Франции, Нидерландов, Германии и НГЛУ сопоставили программы обучения  и договорились о признании оценок по некоторым дисциплинам, участвовали в реализации совместных образовательных и научных программ.  С 1994 года действовал проект академического и научного сотрудничества с консорциумом Флоридских университетов (США). В рамках трансевропейского взаимодействия учреждений высшего образования (проект Tempus) НГЛУ сотрудничал с университетами Италии, Австрии и Франции. Согласно проекту академического сотрудничества с институтом иностранных языков земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) университетов г. Вены, г. Линца и г. Кремса (Австрия), НГЛУ осуществлял программу обучения русскому языку, культурному наследию России студентов и представителей деловых кругов Германии и Австрии. Данная работа полностью выполнялась учеными и преподавателями Нижегородского лингвистического университета, которые реализовали собственную концепцию преподавания русского языка как иностранного. НГЛУ имел постоянно действующие контракты с рядом зарубежных вузов на обучение  студентов. Отношениями такого сотрудничества НГЛУ был связан с университетом Луис энд Кларк (США), университетом Ричмонда (США), Портлендским госуниверситетом (США), Магдебургским университетом (Германия), университетом Линца (Австрия), университетом города Тиба (Япония) и многими другими. Многие известные ученые, политические и общественные деятели зарубежных стран приезжали в НГЛУ для чтения лекций и встреч с преподавателями и студентами. Среди них – послы, министры иностранных дел, экономики и образования, видные писатели, художники, драматурги, журналисты Франции, США, Германии, Австрии, Японии, многих стран Африки. Двадцать выдающихся ученых, политических  и общественных деятелей зарубежных стран были удостоены академического звания «Почетный профессор НГЛУ». Совместно с отечественными и зарубежными университетами-партнерами НГЛУ ежегодно проводил  международные конференции по всем направлениям научной деятельности вуза. Каждый год более 80 преподавателей и более 300 студентов выезжали на учебу и стажировку в зарубежные университеты.

XXI век вуз встретил новыми успехами и достижениями. Огромная работа коллектива НГЛУ под руководством ректора Г.П. Рябова, проректоров Л.А. Львова, В.Г. Тихонова,     А.Н. Сверчкова,    В.М. Бухарова, Е.С. Гриценко, А.А. Егорова, Ю.Р. Гельмана, председателя профкома                      М.С. Красильниковой, главного бухгалтера Б.Е. Кондрашина,  деканов    Б.А. Жигалева,                  Т.С.  Петровой, Э.Ю.  Понятина, Н.Е. Бажайкина, С.Н. Саможенова,  В.Н. Пронина, В.В.  Сдобникова, И.Ю. Зиновьевой,       Г.В. Глинских, Е.С. Гриценко,  О.А. Мироновой, Ю.В. Воронкова, заведующих кафедрами и всех руководителей подразделений  усиливала престиж университета и увеличивала прием студентов, как в головном вузе, так и его филиалах. В те годы  в структуре университета было 10 факультетов, 34 кафедры, аспирантура по 16 специальностям, библиотека, оснащенная электронным каталогом,  отдел информационно-технических средств обучения, издательство, типография, медицинский центр и др. Контингент студентов по всем формам обучения достиг 6000 человек, в том числе, по  очной – около 3500 человек. Учебный процесс вели 500 преподавателей.

В 2007 году Университет отметил свой Юбилей: 90-летие со дня основания губернских высших курсов иностранных языков в 1917 году и 70-летие открытия Горьковского педагогического института иностранных языков в 1937 году. Подарком Юбилею было открытие нового, 4-го учебного корпуса,  замкнувшего каре остальных зданий, которые образовали внутри создавшегося пространства зону отдыха -  дворик с фонтаном, цветниками и скамейками. Открытие еще одного учебного корпуса  позволило вузу перейти на односменное расписание занятий.

Открытие  IV  корпуса

К Юбилею НГЛУ были учреждены и новые награды: «Заслуженный работник НГЛУ», «Почетный профессор НГЛУ» и «Ветеран НГЛУ». Награжденные почетным званием «Заслуженный работник НГЛУ» и «Почетный профессор НГЛУ»  получают университетскую надбавку к пенсии.

Богатой и насыщенной была в те годы культурная жизнь НГЛУ. В университете регулярно проводились выставки произведений нижегородских и зарубежных художников, работал абонемент «Музыкальные вечера в лингвистическом университете». Студенческий театр НГЛУ за многие годы своего существования добился признания среди студенческих коллективов России. Академический хор НГЛУ был удостоен звания «Народный коллектив России». Университетская команда КВН «Опасные гастроли» вошла в Лигу КВН Поволжья, она не раз становилась участником всероссийских фестивалей команд КВН. В вузе издавались три студенческие газеты, регулярно проводились спортивные соревнования, секция туризма НГЛУ организовывала походы на Тянь-Шань, Памир, Кавказ, Урал. На  спортивно-оздоровительной базе «Лингвист», расположенной в живописном месте на берегу Горьковского моря,  студенты и преподаватели могли отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом.

НГЛУ стал на рубеже XX-XXI вв. одним из признанных и авторитетнейших вузов страны. В рейтинге Министерства образования и науки РФ 2004 года НГЛУ занял четвертое место среди 120  педагогических и лингвистических вузов России, летом того же года вошел в число ста лучших вузов России и получил Золотую медаль «Европейское качество» на конкурсе проводимом под эгидой Европейской комиссии. В рейтинге вузов-участников Федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда В.Потанина за 2005 год НГЛУ вошел в пятерку лидеров среди 67 ведущих вузов России, а в 2006 году возглавил этот рейтинг.

В мае 2009 года на должность ректора НГЛУ был избран Жигалев Борис Андреевич. Геннадий Петрович Рябов находился в должности президента НГЛУ с июня 2009 по июнь 2014.